Создание хром-эффекта и покраска поврежденных в ходе эксплуатации участков кузова авто в хром может проводиться как самостоятельно, так и специалистами в заводских условиях. Рассмотрим оба варианта.
Хромирование в заводских условиях
Покраска хромом в заводских условиях или в специализированных мастерских проводится путем погружения деталей автомобиля в специальные ванны. Основное активное вещество – это хромовый ангидрид. Для ускоренного протекания реакции также необходим катализатор. Таковым чаще всего выступает серная кислота. Таким образом, универсальный состав для хромирования включает хромовый ангидрид и серную кислоту в концентрации соответственно 250 г/л и 2.5 г/л. Декоративное хромирование проводят при температуре 50°С и под действием тока плотностью 25 А/дм2, а функциональное – при 55-60°С и 45-60 А/дм2.
Подготовительные работы
Собственно покраска в хром должна обязательно предваряться тщательной подготовкой поверхности авто:
Механическая очистка деталей от старого покрытия и устранение неровностей разного рода. В зависимости от состояния поверхности этот этап может включать грубое шлифование, ошкуривание мелкой наждачкой или травление.
Матирование – обработка шлифовальным кругом с применением специальных паст.
Обезжиривание при помощи волосяных щеток, смоченных в керосине или бензине. По возможности рекомендуется погружать детали в эти составы полностью, а затем тщательно мыть поочередно в горячей и холодной проточной воде.
Если после этого этапа на поверхности остаются какие-либо шероховатости, процесс травления проводится повторно.
Декапирование, или легкое травление – это процесс финишной очистки металла от оксидных налетов перед хромированием. Нарушение технологии декапирования может привести к нарушению структуры металла. Декапирование включает обработку поверхностей раствором серной и соляной кислот в концентрации соответственно 10% и 5% при плотности тока 7-10 А/дм2 и обязательную промывку в прохладной воде.
Собственно хромирование
При подготовке деталей к погружению в ванну для хромирования важно обеспечить надежный контакт поверхности с электропроводом. Для этого используют специальные приспособления, на которых закрепляют подлежащие хромированию элементы кузова авто.
Оптимальный компонентный состав электролита для хромирования – это 250 г/л хромового ангидрида, 0.2 г/л криолита, 2-3 г/л хромина, 3-5 г/л азотнокислого натрия.
Общая продолжительность процедуры хромирования – 7-10 минут при температуре рабочего раствора 18-25°С. В первые 1-2 минуты действует ток плотностью 25-30 А/дм2, затем этот показатель снижается до 15-20 А/дм2.
В результате получают хромированное покрытие глубокого черного цвета.
Покраска в хром своими руками
В домашних условиях создать на кузове хром-эффект можно при помощи специальной хромирующей краски или пленки под хром.
Создание хром-эффекта при помощи краски
Первый способ покраски под хром состоит в следующем:
- После стандартной подготовки под покраску поверхность покрывается обычным черным пигментом.
- Высохшая краска полируется до появления стеклянного блеска.
- Поверхность обезжиривается.
- Следующий этап – непосредственно покраска авто. Краскопульт с бачком, заполненным хромом, должен работать таким образом, чтобы краска подавалась в минимальном объеме, а нагнетание воздуха было настроено на максимум. Эту процедуру проводят при постоянном нагреве поверхности строительным феном.
- Финишная полировка после полного высыхания хромированного покрытия.
Второй способ немного сложнее:
- Поверхность подготавливается так же, как перед покраской под металлик.
- Наносится базовый черный пигмент или нитрокраска. Сушка покрытия проводится в течение 10-20 минут.
- Следующий слой – акриловый лак с двухкомпонентным составом. Наносить его следует аккуратно, без подтеков и «шагрени», иначе хром-эффект получится не слишком впечатляющим.
- Когда лак высохнет, мелкие шероховатости убираются полированием, а затем поверхность еще раз обезжиривается спиртом, растворенным в дистиллированной воде (2 к 3).
- Собственно покраска автомобиля ведется в несколько этапов. Первая обработка хромом должна быть едва видимой. Следующие слои сделают хром-эффект более ощутимым. Сушить хромированную поверхность следует не менее 1 часа при температуре 60°С. В результате должен появиться зеркальный эффект.
- Хром-эффект защищается слоем лака. Лакировка тоже ведется в несколько приемов: сначала более тонким слоем, затем – базовым глянцевым. Не забывайте про промежуточную сушку в 10-15 минут.
- Завершающая стадия – это полировка.
Создание хром-эффекта при помощи пленки
Покраска автомобиля – это не единственный способ создать на кузове желаемый эффект. Декорировать корпус в хром можно и при помощи пленки. Это довольно легко и удобно. При грамотной поклейке хромирующая пленка прослужит долго.
Оклейка «по-сухому» или «по-мокрому»?
Оклейку пленкой «по-сухому» под силу только профессионалу. К сухой поверхности пленка прилипает сразу и очень прочно, так что никакие недочеты исправить уже не удастся.
Пример хромированного автомобиля.
Оклейка «по-мокрому» выгоднее тем, что от увлажненного кузова пленка довольно легко отстает, поэтому при необходимости вы можете перенести ее на другой участок. Но здесь нужно быть осторожнее со скоплением воды между пленкой и корпусом: в этих местах в будущем могут образоваться пузыри.
При работе с пленкой под хром следует соблюдать ряд правил:
- поверхность под поклейку должна быть идеально чистой и обезжиренной;
- укладывать пленку необходимо так, чтобы постепенно растягивать ее на кузове, а не сжимать, поэтому начинать следует с наименьшего радиуса;
- пленку, уложенную на корпус авто, нельзя нагревать более чем до 60-70°С, так как может необратимо измениться ее цвет и структура;
- части кузова следует обклеивать большими цельными кусками пленки;
- старайтесь избегать склеивания участков пленки, свисающих с корпуса, иначе потом вам будет очень трудно отделить их друг от друга;
- если на поверхности все же появились пузыри, их можно устранить, если приложить на дефектный участок влажную тряпку и нагреть строительным феном.
В течение 10 дней после поклейки хромирующей пленки следует использовать автомобиль в щадящем режиме и исключить агрессивное вождение.