Для кардинального восстановления экстерьера автомобиля необходима его покраска. Это сложный и специфичный процесс, состоящий из нескольких этапов. Обязательно знать не только нюансы окрашивания, но и то, как правильно и технологически грамотно подготовить к покраске своими руками автомобиль. Подготовительная стадия занимает до 90% всего объема работ по обновлению лакокрасочного покрытия кузова.
Какие инструменты нужны для работы?
Чтобы добиться высококачественного окрашивания, процесс должен происходить без задержек и непредвиденных ситуаций. Одно из условий того, как качественно подготовить машину под плановую домашнюю покраску, – это заранее запастись необходимыми инструментами, в частности:
- шлифовальной машиной;
- пневмопистолетами, чтобы наносить шпатлевку и грунт;
- инфракрасными излучателями, ускоряющими сушку;
- малярным скотчем и маскировочной лентой.
Список малярного инструментария следует дополнить абразивными компонентами, маскировочной пленкой, пластилином. Также понадобятся шпатели. Не обойтись и без рубанка, малярного ножа и брусков.
Как готовить покрасочный блок?
Уборка покрасочного блока.
Если покраска будет производиться в домашних условиях, то первое, что придется сделать – тщательно очистить помещение от пыли. Может показаться, что в гараже и так чисто, но когда начнется процедура отделки, то на свежеокрашенной поверхности может появиться шершавая неприглядная «пленка» из частиц пыли. Чтобы этого не случилось, следует пропылесосить все поверхности в помещении, уделяя особое внимание труднодоступным местам. Пол лучше всего помыть. Гараж следует освободить от любых посторонних предметов. Это не только снизит количество пыли, но и защитит вещи от попадания краски. До того как снять крышку с банки с краской, также удалите с нее пыль.
Любое лакокрасочное вещество – огнеопасный компонент, поэтому рекомендуется вынести из гаража все потенциальные источники самовозгорания. Стандартная технология, в соответствии с которой происходит процесс подготовки авто к комплексной покраске, включает не только заботу о качественном выполнении таких мероприятий, но и о сохранности здоровья их исполнителя.
Основная стадия подготовки
Последовательность того, как хорошо подготавливать машину к кузовной покраске, должна строго соблюдаться. Работы начинаются со снятия с корпуса деталей, мешающих проведению отделки. Речь идет о замках, уплотнителях и молдингах. В противном случае, под ними соберется вода, что ускорит процесс коррозии.
Мойка подготавливаемой к покраске поверхности сильным напором воды.
Вторая операция, предваряющая установку автомобиля в покрасочный блок, состоит в тщательном протирании корпуса сухой тряпкой, не оставляющей ворса. Для удаления грязи с поверхности машины, ее обдают струей воды под большим напором.
Чистую машину загоняют в помещение для проведения малярно-отделочных работ. Последующая подготовка – это визуальный осмотр авто, предназначенного под покраску. Цель такого тестирования – определить, что будет перекрашиваться, целесообразно ли воспользоваться частичной отделкой или лучше окрасить весь корпус.
Выбор краски
Выбор краски для полной отделки не так сложен, как в случае, когда она производится фрагментарно. Это связано с тем, что малейшее отступление от цветового оттенка станет сразу же заметно на поверхности и испортит внешний вид автомобиля. Такой ремонт будет выглядеть как нелепая «заплата» на корпусе машины.
Учитывая важность точного выбора красящего состава, некоторые автомастерские устанавливают собственный компьютеризованный цех, где специальная программа подбирает цвет, на 100% совпадающий с оттенком машины.
Если же выбор производится без использования техники, то можно изучить палитру красок, но лучше всего узнать маркировку эмали, которую использовали для отделки авто. Если удастся найти краску с таким же кодом, то он гарантировано совпадет по цвету с исходным покрытием.
Для расчета количества красящих составов и грунтовки, используют особую формулу. Чтобы выполнить полное окрашивание, потребуется: грунтовки – 4 кг, эмали – 6 кг. Частичная отделка потребует 0,11 кг краски и 0,15 кг грунтовочного состава на 1 квадрат обрабатываемой поверхности.
Испытанная практикой технология для полной подготовки автомобиля к грунтованию и последующей покраске предусматривает такое условие: необходимо приобретать все отделочные материалы, изготовленные одной фирмой. Это предотвратит возможность отторжения покрытий.
Способы защиты неокрашиваемых элементов
Бумажный трафарет, закрепляемый скотчем.
Чтобы избежать попадания капель краски на элементы, не подлежащие отделке, пользуются специальными бумажными трафаретами. Для их крепления подойдет скотч или пластилин.
Если необходимо получить ровный контур, то рационально воспользоваться медицинским пластырем.
Альтернативный способ – приготовить раствор из следующих ингредиентов:
- декстрин – 20%,
- глицерин – 30%,
- мел – 40%,
- вода – 10%.
Эту смесь легко удаляет обычная вода, главное – не допустить ее попадания на места отделки.
Как обезжиривать и шлифовать поверхности?
Обязательная операция заключается в обезжиривании. Специалисты, знающие как правильно готовить авто к дальнейшей обработке и покраске, рекомендуют пользоваться Уайт Спиритом. По окончании обработки, поверхности протирают насухо.
Для обработки пользуются четырьмя способами очистки:
- механическим;
- тепловым;
- пескоструйным;
- химическим.
Первый метод предполагает применение наждачного полотна с зернистостью 100 для деликатной очистки. Специальный абразивный материал (маркировка 200) играет главную роль в основной очистке. Увеличение зернистости должно происходить поэтапно, допустимая разница в показателях – 100 единиц. Несоблюдение этого требования чревато возникновением «просадки» или появления полос на окрашенной поверхности авто.
Особенность того, как производится тепловая очистка, чтобы подготовить к покраске рабочие поверхности авто, состоит в умении работать с паяльной лампой. Высокая температура выжигает старую краску. Она становится мягкой, что дает возможность удалить ее с помощью щетки. Важное условие – воздействовать на поверхности следует равномерно и точно установленное время, чтобы не испортить жестяную и декоративную отделку.
Метод пескоструйной очистки также применим в процессе подготовки поверхности. С помощью мелких камешков и песка под давлением можно оперативно снять изношенное красочное покрытие и придать поверхностям умеренную шероховатость, что обеспечит прочность нанесения новой краски.
Проведение химической очистки – это щадящая подготовка всей поверхности автомобиля, имеющего идеальное покрытие, под покраску. Специальные реагенты размягчат лакокрасочный слой до такого состояния, что для его удаления подойдет и картон. Минус подобной обработки – в скором времени вся поверхность пола покроется влажными комками отпавшей краски, которые невозможно будет удалить.
Для проведения химобработки потребуется специальная «амуниция», состоящая из резиновых перчаток, респиратора и защитных приспособлений для органов зрения. После того как окончено шлифование, производят вторичное обезжиривание, затем протирают поверхность до полного удаления следов жира, именно так необходимо правильно готовить машину к покраске своими руками. В таком состоянии корпус авто очень уязвим, поэтом следует безотлагательно приступить к шпатлеванию. Для этого мастерскую оснащают специальной высокоэффективной аппаратурой, куда вставляются шлифовальные диски.
Особенности и технология шпатлевания
Шпаклевку и отвердитель перемешивают до тех пор, пока не сформируется однородный состав, в котором не заметно прожилок розового цвета. Смесь наносят специальными шпателями особой конфигурации. Это наиболее ответственные мероприятия, из которых состоит технология предварительной обязательной подготовки авто под покраску. Они требуют определенного опыта и сноровки, так как слои должны накладываться быстро и аккуратно.
При заполнении глубокой вмятины, накладывают от 2 до 3 слоев раствора. Это дает экономию времени и расходных материалов. Пока будет застывать один слой, переходят к отделке других поврежденных участков.
После того как слой шпатлевки отвердел, начинают готовить машину к следующей за этим покраске. Проводят шлифование бруском или рубанком. Рекомендуется сначала воспользоваться проявочным экспресс-тестом. Он состоит в том, что черная краска в аэрозольной расфасовке фрагментарно распыляется по поверхности. Когда выполнено шлифование этих участков, то явно «выступают» места, которые следует дополнительно обработать.
После выравнивания дефекта, участок обрабатывают финишной шпатлевкой. Затем с помощью абразивной наждачки Р240 затирают края отреставрированного места, чтобы смягчить переходы. Завершается операция обезжириванием и грунтованием.
У непрофессионалов нередко возникает вопрос: как правильно производить шпаклевание и качественно подготавливать машину к качественной покраске? Различная конфигурация контура шпателя провоцирует образование отчетливых линий на поверхности. На мягком материале устранить подобные недочеты невозможно. Эластичная куачукообразная структура образовывается лишь спустя пять минут после наложения состава, тогда следует с помощью ножа срезать выдающиеся края. Для проверки степени отвердения, можно потрогать пальцем раствор. Когда его температура повысится – это знак для механического удаления излишков раствора.
Как разводить, наносить и шлифовать грунт?
Для проведения грунтования смешивают растворитель и отвердитель (в пропорциональном соотношении, указанном на упаковке). Не рекомендуется готовить раствор большими дозами (достаточно около 150 г.) Рационально применять грунт, цвет которого близок к оттенку краски. Обычно пользуются белым и черным, при их смешивании достигают необходимого цветового колорита. Перед тем как начинать грунтование, лучше опробовать собственные силы на стене, фанере и другой поверхности, когда необходимая практика получена, можно готовить автомобиль к следующей за этим покраске.
Финальная операция – шлифование наждачным полотном разной зернистости. Его можно производить сухим или «мокрым» методом. В первом случае надевают противопылевую маску.