В процессе эксплуатации автомобиля приходится сталкиваться с результатами негативного влияния агрессивных факторов среды или механических воздействий на лакокрасочное покрытие кузова. Так, щебенка и мелкие камешки, выскакивающие из-под колес, могут оставить на корпусе сколы и царапины, а песок и химические реагенты, которыми изобилуют дороги в зимнее время, разъедают лакокрасочное покрытие. В равной степени это касается и крыла авто. Многие автовладельцы затягивают с ремонтом таких повреждений, и в итоге маленькие царапины превращаются в большие с отслаивающейся краской, а небольшие сколы – в пятна ржавчины. Реставрация и локальная покраска, проведенные вовремя и в полном соответствии с технологией, помогут избежать более серьезного повреждения лакокрасочного покрытия и металла крыла, а значит, и избавят вас от существенных затрат на капитальный ремонт этого элемента кузова автомобиля.
В отличие от других видов кузовных ремонтных работ, локальная покраска отдельных деталей авто вполне может проводиться своими силами в собственном гараже. Этот процесс потребует от вас минимальных навыков и базового набора инструментов, который наверняка найдется у каждого автовладельца.
- Как провести локальный ремонт крыла автомобиля методом «ретуширования»?
- Как устранить более серьезные дефекты с отдельных участков крыла автомобиля?
- Этап первый: зачистка поверхности крыла
- Этап второй: шпатлевка
- Этап третий: грунтовка
- Этап четвертый: собственно локальная покраска
- Этап пятый: лакировка крыла
Как провести локальный ремонт крыла автомобиля методом «ретуширования»?
«Ретуширование» крыла.
Если требуется покрасить только часть крыла и повреждение не слишком серьезное, то в большинстве случаев прибегают к методу «ретуширования», или точечной покраске. Покраска-ретушь не требует специальной подготовки поверхности и узкопрофильных инструментов. Вам понадобятся лишь безворсовая ветошь, обезжириватель и краска в специальном флакончике с крышкой-кисточкой. Чтобы точно подобрать цвет такой однокомпонентной краски, ориентируйтесь на номер цвета заводского покрытия вашего автомобиля.
Итак, локальная покраска авто по технологии «ретуширования» проводится следующим образом:
- дефектный участок обезжиривается и вытирается насухо безворсовой тряпкой;
- при помощи вмонтированной в крышку флакончика кисточки на нужную часть крыла наносится краска. Всего потребуется 2-3 слоя. Каждый слой необходимо просушивать.
Но стоит понимать, что такой простой способ является наименее эффективным. Как правило, его используют затем, чтобы дефект не разрастался до того, как будет проведен полноценный ремонт. Ведь если наносить краску из флакона на необработанную соответствующим образом поверхность – надолго такого «ремонта» не хватит. С точки зрения эстетики все тоже не так гладко. Следы от подобного подкраска незаметны, только если взглянуть на деталь вскользь. Если же хоть немного присмотреться – место ремонта сразу станет видно, ведь следы от кисточки никуда не деть.
Как устранить более серьезные дефекты с отдельных участков крыла автомобиля?
Как покрасить часть крыла, если на поверхности этой детали кузова автомобиля имеются более серьезные и глубокие повреждения? В этом случае одним лишь ретушированием дефектов не обойтись. Вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- абразивная шкурка разной зернистости (с индексом от 80 до 2 500) ;
- орбитальная шлифовальная машинка;
- краскопульт и компрессор;
- шпатели;
- безворсовая ткань;
- обезжириватель;
- технический растворитель;
- переходной растворитель;
- рубанок или доска для зачистки;
- шпатлевка;
- грунт;
- краска;
- лак;
- полироль.
Этап первый: зачистка поверхности крыла
Если повреждение крыла очень серьезное, то зачистке предшествует рихтовка. Это сложный процесс, требующий наличия специальных инструментов, знаний и навыков. Следовательно, дефектное крыло лучше отдать специалисту, который займется правкой. Кроме этого, часто приходится покупать новую деталь, так как выровнять старую либо просто невозможно, либо результат не будет стоить затраченных усилий.
Шлифуем крыло шлифовальной машинкой.
Самостоятельно рихтовкой заниматься не стоит, чтобы не растянуть металл и не образовались «хлопуны». Далее дефектный участок ошкуривают вручную или при помощи машинки с кругом зернистостью Р400 – Р500. Допускается зачистка до металла – в этом случае рекомендуется использование наждака с индексом Р80-120, а образовавшиеся царапины сглаживаются бумагой с абразивом Р220-360. К поверхностям, где будет осуществляться переход от новых ЛКМ к старым, следует быть особенно внимательными: их матируют шкуркой Р1000 – Р1200 или серым скотч-брайтом (например, 740-ым от фирмы «3М»).
Этап второй: шпатлевка
Количество слоев шпатлевки зависит от степени неровности участка крыла, подлежащего покраске. Общая толщина всех слоев должна быть в пределах 1.5 – 2 мм, иначе в процессе эксплуатации покрытие может лопнуть уже под лаком (что особенно актуально для черных авто в жару и мороз). Для устранения локальных повреждений используют несколько видов шпатлевки:
- основную двухкомпонентную («soft»);
- финишную с двухкомпонентным составом – более мелкую и мягкую («finish»);
- доводочную однокомпонентную («nitro»).
Шпатлюют следующим образом: выравнивающую смесь наносят поперек повреждения, чтобы максимально заполнить углубление, а затем проводят шпателем вдоль царапины или трещины, делая поверхность ровной. Перед каждым «заходом» требуется сдувать пыль и обезжиривать поверхность. Каждый слой необходимо просушивать. При высыхании шпатлевка может давать усадку, поэтому оценить результат работы можно будет только по истечении 20-30 минут.
После полного затвердевания всех слоев шпатлевки участок шлифуют шкуркой Р240, надетой на плоский деревянный или резиновый брусок. Но лучше использовать наждачку Р80-100, которой оборачивается специальный рубанок для зачистки. Только так можно добиться ровной поверхности подшпаклеванного участка. Подобным образом зачищается каждый слой шпатлевки. Придется намазывать деталь 2-3 раза (как правило, 3 раза), каждый раз обезжиривая поверхность перед нанесением состава. После этого требуется сгладить царапины наждачкой с индексом 400-600. Чтобы не поцарапать неповрежденные участки кузова, рекомендуется оклеить площадь, не подлежащую шлифовке, бумажным малярным скотчем, наклеив в несколько слоев, чтобы не порвать его крупнозернистой шкуркой. В итоге зашпатлеванная поверхность должна находиться в одной плоскости с лакокрасочным покрытием крыла автомобиля. Данный момент можно проверить, просто поведя ладонью по детали.
Этап третий: грунтовка
Грунтуем крыло автомобиля.
Перед грунтованием поверхность крыла обезжиривают, а также протирают антистатической салфеткой, чтобы убрать ворсу и пыль. Грунтуют в 2-3 слоя и обрабатывают не только участки, на которые нанесен наполнитель, но и те места, где осуществлялась зачистка до металла. Для последних используют особый двухкомпонентный акриловый грунт.
Для достижения оптимальных результатов рекомендуется грунтовать краскопультом с соплом №0.8. За неимением такового можно проводить локальную грунтовку составом из баллончика.
Советуем подбирать цвет грунта в соответствии с цветом пигмента, то есть если краска светлая, то и грунт-подложка также должен быть светлым. Как правило, он продается белого, черного, серого или красного оттенков.
После полного застывания грунтовки поверхность шлифуют абразивом Р400 – Р500, а завершают шлифовку наждачной бумагой Р800-1000.
Этап четвертый: собственно локальная покраска
Локальная покраска крыла.
Локальная покраска дефектных участков на крыле автомобиля ведется в 2-3 слоя с обязательной сушкой каждого в течение 3-7 минут (процесс сушки может занять и до 20 минут, что зависит от температуры в гараже). Каждый новый слой должен быть немного больше в диаметре, чем предыдущий. Это необходимо для того, чтобы граница между старым и новым ЛКП была максимально незаметной. Кроме этого, каждый слой после сушки протирается антистатической салфеткой, чтобы попавший на поверхность мусор не оказался в толще краски, так как сполировать его потом будет невозможно.
Полное высыхание краски длится 15-20 минут. В это время следует подготовиться к лакировке: помыть пистолет, приготовить лак, перемешав его с отвердителем и растворителем, или хорошо взболтать баллончик, если вы используете лак в виде аэрозоли.
Этап пятый: лакировка крыла
При нанесении лака рекомендуется также расширять границы каждого следующего слоя. Рабочее давление в воздушной головке краскопульта должно быть в пределах 1 – 1.5 атмосферы.
Для формирования базовых слоев лак разводят растворителем типа «быстрый» или «нормальный». Для лакировки переходных участков используют «размывочный» состав. Для нанесения финишного слоя лака к составу, оставшемуся в пистолете, добавляют еще столько же размывочного растворителя (т.е. разбавляют в соотношении 1 к 1). Этой смесью обрабатывают только зону перехода нового лака на старый.
Но это рискованный подход, ведь примешивая в лак растворитель можно сделать состав настолько жидким, что он попросту потечет (в 80% случаев так и происходит). Именно поэтому лучше закончить лакирование, после чего сполоснуть пульверизатор и по контуру перехода напылить переходной растворитель.
Сушка нового лакокрасочного покрытия занимает в среднем 2-3 дня. После этого в зависимости от результата крыло шлифуют и полируют или сразу обрабатывают полиролью.