Кожа, которой обтянуты сиденья, спинки и другие детали вашего шикарного BMW или Audi, в процессе эксплуатации постепенно теряет свой товарный вид. К тому же не исключены царапины и порезы. Приходится принимать какие-то меры и нередко покраска кожаного салона автомобиля полностью восстанавливает привлекательность интерьера. Есть иные варианты изменения положения, но они или менее эффективны, или намного дороже, или и то, и другое вместе.
Ремонт и покраска кожаного салона авто.
Появившаяся на сидении дырка от непотушенной сигареты или трещина вдоль бокового шва и вовсе превращается в проблему. Сразу возникает мысль о перетяжке сиденья. Но можно сэкономить и время, и деньги, если его ремонт, а затем и покраска кожи будут выполнены вами самостоятельно. Для этого надо запастись терпением, а также необходимыми инструментами и материалами. При соблюдении технологии работ, покраска и ремонт кожи сидения собственного автомобиля своими руками получится и быстрее, и дешевле. В дальнейшем вы будете в состоянии выполнить ремонт и покраску всех кожаных изделий салона, если такая потребность возникнет.
Ремонт кожаного сидения
Не такое уж сложное оборудование для ремонта и покраски кожи вам будет необходимо. Чтобы выполнить эту работу потребуются простые инструменты:
- Аэрограф или другое устройство для точечного нанесения краски;
- Плоский нагревательный элемент или бытовой утюг;
- Пинцет;
- Шпатели различных форм;
- Охлаждающие подушечки;
- Тефлоновая прокладка;
- Ножи.
Покраска и ремонт кожи салона автомобиля требует применения и традиционных, и современных материалов. Вот их краткий перечень:
- Мелкозернистая наждачная бумага марки Р2000 или Р2500;
- Армирующая сетка;
- Клеящий состав для ремонта;
- Обезжириватель, в том числе и средство на спиртовой основе;
- Термический порошок.
Полный комплект перечисленных материалов и инструментов можно приобрести в автомагазине.
Удобнее проводить такие работы, если сидение предварительно демонтировать. Начинается ремонт с обрезания обожженных краёв отверстия. Незначительное увеличение его размеров из-за удаления кусочков кожи не будет в последующем влиять на прочность наложенной заплатки. Последующая покраска отремонтированной автомобильной кожи и вовсе сделает незаметным место повреждения. Следует также убрать все заусеницы. Дальше необходимо зачистить края отверстия мелкозернистой наждачной бумагой. После этого вырезается заплатка из армирующей сетки. Она должна перекрывать отверстие на 1,5–2,0 см с каждой стороны. Эту заплатку необходимо вставить между кожаной обивкой и наполнителем сидения с помощью пинцета.
И ремонт, и покраска отремонтированной кожи салона автомобиля требуют постоянного удаления жировых пятен. А поверхность вокруг отверстия и армирующую сетку необходимо особенно тщательно обезжирить. Для этого на локальных участках допускается применение уайт-спирита или ацетона. Делать это надо, даже если работа выполняется в перчатках. На коже сидения могут быть жировые пятна, оставленные ранее. Дальше на армирующую сетку с помощью шпателя насыпается термический порошок, а на него накладывается тефлоновая прокладка. Излишки порошка убираются щёткой.
Это есть начало процесса склеивания. Установленную прокладку надо прогладить нагревательным элементом или бытовым утюгом, нагретым до температуры 120–125ºС в течение 10–15 сек. Причём утюг должен быть постоянно в движении для достижения равномерности нагрева по всей площади.
Армирующая сетка во время этого процесса надёжно приклеивается к внутренней поверхности кожи. Дальше надо быстро охладить тефлоновую прокладку для придания эластичности склеенному участку. Для этого на прокладку накладывается охлаждающий мешочек. Вещество, находящееся в нём, способно быстро поглощать тепло и охлаждение участка ускоряется.
Но покраска кожи сидения автомобиля на этом этапе ещё невозможна. Теперь надо заполнить повреждённое место имитатором кожи – гелевым составом. Его надо аккуратно разровнять, предварительно обрезав возможные заусеницы и вторично протереть поверхность обезжиривателем. После этого снова идёт термическая обработка участка. Для этого на гелевый состав накладывается та же тефлоновая прокладка, и через неё в течение 20–25 сек участок прогревается утюгом или другим устройством. За это время гель затвердевает. Чтобы сделать его более эластичным, надо быстро охладить прокладку, наложив на неё охлаждающий мешочек. На этом черновая работа будет завершена.
Прогрев термического порошка.
Покраска
Теперь на первый план выходит покраска кожи сидения в вашем автомобиле. Но прежде надо создать на повреждённом участке фактуру, соответствующую рисунку сидения. Для этого на любой неповреждённый участок кожи сидения шпателем наносится плёнка из двухкомпонентного состава, так называемого бигеля. Площадь её должна превышать размеры повреждения на 10–20%. После окончания процесса полимеризации, который проходит без дополнительного подогрева, плёнка аккуратно снимается. На ней чётко отпечатывается рисунок, соответствующий фактуре кожи.
Дальше на повреждённый участок снова шпателем накладывается тонкий слой гелевого состава, на него полученная плёнка рисунком наружу, а на неё тефлоновая прокладка. Снова производится термообработка в течение 20– 25 сек при температуре 120–125 ºС. Для быстрейшего остывания и получения более эластичного материала надо обязательно применять охлаждающие подушечки. На этом ремонт кожаного сидения завершён.
Покраска кожи
Посоветуйтесь с опытным маляром и решите, чем вам лучше покрасить кожу в своём автомобиле. Какие лакокрасочные материалы были бы наиболее приемлемы в конкретном случае. К применению предлагаются аэрозольные, пастообразные, кремообразные и другие краски.
И ещё. Нанесение лакокрасочных материалов на кожу, как и любое другое окрашивание, начинается с очистки и обезжиривания поверхности. Но учитывая специфичность кожаной поверхности, эту процедуру надо проводить с особой тщательностью. В порах этого материала накапливается много мусора и жировых отложений. Если всё это не убрать полностью, то краска будет плохо держаться на поверхности и быстро отслоится. Это тем более важно, если выполняется покраска кожаного салона собственного автомобиля своими руками. Качество работы в этом случае зависит только от вас.
Очистка поверхности производится только нейтральными чистящими средствами, которые не могут нанести вред материалу. То же самое должно соблюдаться и при обезжиривании. Надо также иметь в виду, что ацетон, используемый в качестве обезжиривателя на локальных участках, нельзя применять для этой цели на большой площади. Эта обязательная процедура должна проводиться техническим спиртом или средством на спиртовой основе.
Следующая операция – щадящая обработка участков наждачной бумагой. Это необходимо для удаления старого лакокрасочного покрытия и создания минимальной шероховатости на поверхности. Для этого вначале применяется мелкозернистая наждачка марки Р1000–Р1200, а заканчивается обработка шлифшкуркой Р2500. Покраска необработанной кожи салона авто недопустима. Особенно это важно при покраске деталей, включая сидения, которые постоянно подвержены физическому воздействию.
Если есть такая возможность, то лучше снять детали или узлы, обтянутые кожей. Покраска их по отдельности не будет стеснять вас во время работы, и вы не затронете краской те места, которые окрашиванию не подлежат. Покраска кожи в самом авто к тому же вынуждает вас дышать в ограниченном пространстве парами краски, что само по себе небезопасно.
Изначально на очищенную, отшлифованную и обезжиренную поверхность можно губкой нанести т. н. жидкую кожу. Она заполнит вскрытые поры и устранит мелкие дефекты. В первую очередь это касается отремонтированных участков. Дальше покраска всего кожаного салона или отдельных его деталей производится пастообразной краской с помощью нетканевой салфетки или аэрозолью из баллончика. Хорошего качества покраски можно добиться, используя аэрограф.
Окрашивание кожи из аэрографа.
Цвет краски должен быть идентичен цвету снятого лакокрасочного покрытия или максимально приближённым к нему. Желая кардинально изменить дизайн салона можно выбирать и контрастирующие тона красителя. Но появившиеся в процессе эксплуатации микротрещины на ЛКП могут существенно испортить внешний вид окрашенных поверхностей.
В заключение можно сказать следующее. Зная, как отремонтировать дефекты на кожаной обивке и как правильно покрасить вытертый кожаный салон, у вас будет реже возникать необходимость посещать специализированные мастерские. А это сэкономит вам и время, и деньги.