Способ покраски с переходом существенно расширяет возможности кузовной реставрации автомобилей. Выбор краски, которая будет идеально соответствовать исходному цвету, обычно довольно затруднителен. Этот вопрос решить ещё труднее, если речь идёт о том, чтобы была выполнена покраска машины по типу «металлик», в этом случае для получения равномерного покрытия, подходит единственный способ – производить окрашивание переходом.
Подобная технология позволяет сделать границы между старым и новым покрытием практически незаметными.
В каких случаях не обойтись без переходов?
Подштамповка заднего бампера.
Переход необходимо делать на выступающих частях кузова. Это может быть дверь или крыло. Окрашивание двери завершают на уровне молдинга, после чего образуется переход. В пазы состав наносится как с соблюдением четко очерченных границ, так и методом напыления. Также часто переходы делают на подштамповках и заводских изгибах.
Автомобиль светлых тонов делает переходы более незаметными. Темная расцветка сложнее поддается обработке лаком. Увидеть отреставрированные переходом участки, достаточно просто, они не содержат матовости, характерной для других мест.
Отделка с помощью краски, имеющей свойство менять тон при разной толщине слоя, возможна только с созданием перехода. Подобная покраска помогает устранить цветовое несоответствие, которое образовалось при выполнении непрофессиональных ремонтов.
Преимущество технологии перехода в том, что она дает экономию расходного материала. Нет проблем с подбором цветовой тональности краски, хотя все это делается специалистом-подборщиком. Имеются и недостатки – подготовить автомобиль, для которого выбрана покраска переходом (особенно, если это металлик), гораздо сложнее, чем при обычном цельном окрашивании. Восстановление отделки в области смежных элементов приводит к расходованию большого количества краски.
В чем состоит сложность покраски методом перехода?
Матированное авто.
Основная проблема, с которой сталкиваются автомобилисты, которые впервые пытаются применить метод перехода – необходимость грамотно подготовить авто к покраске. Переходы делают на завершающем этапе работы, когда наносят верхний слой, поэтому мастера советуют выполнять полное матирование детали.
Если основой является акрил, то капельное нанесение должно быть, как можно менее заметным, что проблематично. Для того чтобы устранить дефект, можно срезать всё новое покрытие. Это актуально для кромок и изгибов. Следует помнить, что акрил сохнет очень долго.
Напыление на таких слабоукрываемых красках, как металлик, ложится в виде темного, визуально заметного ободка по краям. Пытаясь избавиться от такого дефекта, непрофессионалы начинают распылять краску, захватывая всё большие области, пока не доходят до границ детали. Это совершенно неправильно. Нанесение последующих слоев должно производиться с плавным переходом.
Технологии подготовки к ремонтно-отделочным работам
Основные инструменты для удаления коррозии и окислов.
Для подготовки рабочих поверхностей к выполнению малярно-отделочных мероприятий, используют один из следующих способов:
- механический;
- химический;
- смешанный.
Если кузов авто с отделкой металлик имеет участки, пораженные коррозией и окислами, то покраска переходом невозможна без обработки с помощью скребков, щеток (из проволочной или капроновой набивки), шлифовальных машин и шкурок.
Чаще всего пользуются металлическими щетками такой конфигурации:
- дисковыми;
- кольцевыми;
- чашечными;
- роликовыми (цилиндрическими).
Плотность инструментов, как и ширина, и набивка ворса, может быть различной. Используют прямую, гофрированную или сплетенную жгутами проволоку. Ржавчину и заусеницы, а также старую краску удаляют посредством кольцевых щеток. Дисковые щетки, снабженные неметаллической щетиной, предназначены, для снятия подтеков, окалины и мелких заусенцев.
Роликовые (цилиндрические) щетки.
Если подобных инструментов под рукой не имеется, то можно воспользоваться болгаркой и наждачной бумагой Р80. С другой стороны, подобная подготовка отнимет гораздо больше сил и времени.
Применение механического способа для точечного окрашивания переходом без дополнительной подготовки не дает желаемого результата. При условии, что такие мероприятия выполнены качественно, каждый квадратный метр поверхности машины может содержать около 250 г коррозийных элементов. Чтобы их удалить, пользуются обдувом, подавая под давлением очищенный сжатый воздух.
Описание химического способа
Химобработка, которой предваряется покраска автомобиля в металлик, выполняемая переходом, предполагает применение травления, обезжиривания, фосфатирования.
Травлением пользуются, чтобы удалить грязь и активировать металлическую поверхность. Оно основано на химическом или электрохимическом разрушении поверхностного слоя. В качестве реактивов применяются составы с фосфорной кислотой. Ими при помощи кисти покрывают обрабатываемый участок. По прошествии 3-5 мин. вещество удаляют водой или производят его нейтрализацию слабощелочным раствором.
Для обезжиривания растворитель заменяют таким щелочным раствором, как моющий композитный КМ-1. Когда обезжиривание завершено, то кузов моют водой и обрабатывают раствором из хромпика или нитрита натрия. Для высушивания поверхности металлик применяют горячий воздух.
Следующая операция – обработка разведенным раствором, куда входят первичные фосфорнокислые соли цинка, железо, марганец и свободная фосфорная кислота. Образование фосфатной пленки и последующая покраска, сделают металл устойчивым к коррозийным процессам. Покрытие является своеобразным грунтом. Если произойдет локальное разрушение стали, то ржавчина не распространится на соседние участки.
Мастера пользуются ускоренным фосфатированием, но для проведения таких работ необходимы специальные агрегаты, поэтому их выполнение гаражным способом не представляется возможным. Фосфатную поверхность подвергают пассивированию. Это необходимо, чтобы замедлить расщепление металла и улучшить защитные функции лакокрасочных покрытий.Чтобы окончательно удалить оксиды и старые покрытия, проводят финишную обработку водными щелочными и кислотными растворами.
Грунтование с помощью готовых составов
Если планируется производить покраску переходом, то нередко пользуются составом, который называется «База бесцветная». Он не содержит пигментов и является базовой краской, не требующей разведения. Прозрачный и бесцветный материал обеспечивает плавную покраску с равномерным расположением частиц металла.
Для восстановления металлика база является обязательным компонентом, в противном случае фракции стружки не проникают вглубь тонкого слоя, а некрасивыми «островками» располагаются по поверхности и меняют оттенок краски. Применение базы способствует образованию мокрого слоя оптимальной толщины, в котором возможно равномерное распределение металлической стружки.
Для нанесения состава используют пульверизатор. Поскольку состав сохнет достаточно быстро, покраска переходом должна выполняться оперативно, тогда металлик приобретет характерную привлекательную текстуру.
С другой стороны, удаление следов коррозии автоматически ведет к необходимости нанесения шпаклевки (в несколько слоев), шлифованию поверхности и иным действиям, которые включает в себя грамотная подготовка. Пренебрегать ею ни в коем случае нельзя.
Специфика проведения домашней покраски
Домашняя покраска методом перехода в домашних условиях дает возможность избежать проблем с точным подбором краски. Результат отделочных работ будет гарантированно высоким. Технология не настолько сложная, чтобы её не мог освоить обычный автомобилист.
Если окрашивание будет выполняться самостоятельно, то необходимо обязательно запастись разбавителем для перехода. Для приобретения такого компонента, придется посетить авторынок или магазин стройматериалов. Не обойтись и без покрасочного пистолета с соплом 0,8. Также необходимы такие материалы как наждачная бумага различной зернистости, антисиликон для обезжиривания, антистатические салфетки, грунт, лейки для процеживания состава и т. д.
Если поверхность шпаклевалась, то обязательно ее необходимо прогрунтовать. Для этого используется акриловый грунт, который разводится с отвердителем в пропорции, указанной на банке, а также с акриловым растворителем. Перед нанесением грунта поверхность шлифуется наждачной бумагой Р400-500 с использованием воды, после чего сушится, обезжиривается антисиликоном и протирается антистатической салфеткой.
После нанесения грунта и его сушки поверхность шлифуется наждачкой Р800 с использованием шлифовального рубанка. Грунт требуется тщательно зачистить, убрать наплывы (если такие есть). Для этого используется шлифовальный рубанок. Зачистка проводится с использованием воды.
После шлифовки и сушки деталь вымывается, сушится, обезжиривается, протирается антистатической салфеткой и только потом красится.
Первой операцией для нанесения состава металлик, если выполняется покраска переходом, является удаление глянца с переходных элементов. Это можно сделать с помощью наждачного полотна № 1500. Граница перехода должна располагаться по центру. Рекомендуется подвергнуть матированию всю площадь детали, так как глянцевая поверхность не удержит слой новой краски.
Вторая стадия – обезжиривание поверхности. После этой процедуры выполняют покраску. По окончании малярных работ на границах отделки можно будет заметить расплывшуюся краску. Для удаления дефектов пользуются растворителем для переходов. Его наносят дважды с перерывом в полчаса.
Но можно наносить растворитель для перехода сразу, пока лак еще не застыл – это избавит от возникновения пятен. Слишком много растворителя наливать не следует, так как лак просто потечет и сполировать дефект будет очень сложно. Рекомендуется сразу после нанесения лака промыть пульверизатор, залить в него немного растворителя (так как после использования остаток придется вылить) и напылить его на место перехода.
Слишком много растворителя использовать не следует, так как это приведет к образованию новых подтеков. Если такой неприятности избежать не удалось, то для высушивания «излишков» подойдет фен для укладки волос. Завершают отделку обработкой наждачным полотном. Финальная операция – полировка.
Какими ошибками сопровождается процесс покраски?
Если для подготовки рабочих поверхностей под точечную покраску применять обычные абразивные листы (Р1500, Р2000), то будет счищена «шагрень» со старого красочного слоя в местах нанесения растворителя. При проведении полировальных работ, станут заметны участки, где «шагрень» отсутствует. Это будет выглядеть, как неопрятная проплешина.
Потёки на кузове после покраски.
Образование помутнения и потеков на кузове – результат нанесения растворителя на всю площадь детали, где осуществляется покраска.
Шлифование переходов с использованием абразивных листов Р1500, Р2000, «стянет» края отделки и резко их обозначит. В «арсенале» профессионалов для таких целей имеются особые полировальные пасты и полировальная машина с минимальными оборотами. Если прибор работает на повышенных оборотах, то произойдет резкое повышение температуры металла и нарушение эстетических характеристик отделки.
Полировка некачественно высушенной детали выделит переходы и сделает их слишком заметными. Правильно высушивать деталь при 60-градусном режиме в течение получаса. Температура воздуха в помещении должна быть в пределах от 65 до 67 градусов. Продолжительность процесса – от 40 до 45 мин. Но для пущей уверенности лучше не увлекаться печами и дать автомобилю отстояться порядка 2-х суток. Кроме того, во время полировки необходимо очень аккуратно зачищать углы, так как их легко протереть и наждачкой, и шлифовальной машинкой.
Учет особенностей технологии покраски переходом позволит получить качественную и красивую отделку кузова.