После полного затвердевания порошковая краска формирует на поверхности монолитное покрытие, которое выигрывает перед другими видами ЛКП своей равномерностью, прочностью и долговечностью эксплуатации. Подготовка кузова авто или отдельных его элементов к порошковой покраске проводится почти так же, как и подготовка деталей перед нанесением обычных лакокрасочных материалов, хотя существуют и свои «порошковые тонкости». Конечно, заниматься порошковой покраской гораздо удобнее в заводских условиях, но при наличии терпения и некоторой сноровки можно реализовать этот проект и в условиях гаража.
- Что представляет собой процесс порошковой покраски?
- Каким должно быть помещение для порошковой покраски?
- Какое оборудование и инструменты вам понадобятся?
- Первый этап подготовки поверхности: очистка и обезжиривание
- Второй этап: шлифовка
- Третий этап: шпатлевка
- Четвертый этап: шлифовка зашпатлеванной детали
- Пятый этап: грунтование
- Как организовать напыление порошка на деталь в условиях гаража?
Что представляет собой процесс порошковой покраски?
Так выглядит покраска детали с помощью порошка.
Вначале на порошок и деталь, подлежащую покраске, подается ток различных зарядов: на краску – положительный, на деталь – отрицательный. Другие способы создания противоположного заряда – это трибо-заряд или псевдосжиженная подложка.
Перед нанесением гранулы порошка смешиваются с воздухом, а затем уже в таком взвешенном состоянии переносятся на деталь.
Очень важно то, что ток должен быть постоянным, а в домашних условиях не всегда можно организовать источник бесперебойного питания.
После напыления порошка деталь отправляют в сушильную печь и прогревают до 170 — 200°С. Порошковые гранулы полимеризуются, создавая на поверхности детали блестящее монолитное покрытие с высокими эксплуатационными характеристиками.
Каким должно быть помещение для порошковой покраски?
Грамотная подготовка гаража имеет не менее важное значение, чем предварительная обработка поверхности перед покраской порошковой полимерной краской.
- Во-первых, гараж должен быть хорошо освещен. Используйте лампы дневного света: в отличие от обычных ламп накаливания, они не так нагреваются, а значит, будет исключена вероятность налипания на них гранул порошка.
- Во-вторых, в помещении должна исправно работать вентиляция. Занимаясь любой покраской, вы будете иметь дело с высокотоксичными материалами, поэтому наличие вытяжки – обязательно.
- В-третьих, необходимо приспособление для улавливания не осевших гранул порошка из воздуха и сбора их с пола. В заводских условиях для этого используют рекуператоры, а для порошковой покраски в условиях гаража подойдет пылесос циклонного типа. Пол гаража предварительно застилают старыми газетами.
- В-четвертых, позаботьтесь о том, чтобы электросеть в гараже имела достаточный запас мощности и заземление.
Какое оборудование и инструменты вам понадобятся?
- сушильная печь (желательно с гистерезисом);
- бесперебойный источник питания с силой тока в тысячные доли ампера и напряжением в 25-30 кВ;
- покрасочный пистолет;
- средства для изоляции участков кузова, не подлежащих покраске.
Следует отметить, что приобретение всех этих приспособлений обойдется вам недешево: только один нагреватель будет стоить около 60 долларов. С другой стороны, никто не запрещает вам экспериментировать со старыми духовками и краскопультами из пластиковых бутылок.
Первый этап подготовки поверхности: очистка и обезжиривание
Подготовка кузова авто или отдельных его деталей начинается с тщательной очистки и обезжиривания поверхности перед порошковой покраской. Деталь должна быть вымыта водой и чистящими средствами, а затем насухо вытерта. После этого металл очищают от остатков смол и технологических масел растворителем или специальным обезжиривающим составом.
Второй этап: шлифовка
Шлифовать поверхность перед порошковой покраской необходимо последовательно при помощи крупно-, средне- и мелкозернистой абразивной шкурки. Начните с тех участков кузова, на которые ранее уже был нанесен наполнитель (шпатлевка) и на которых видны следы ржавчины и коррозии. При необходимости шлифовка проводится до металла.
Итак, вам потребуется наждачная бумага Р80 – Р180, а затем – Р180 – Р320. Совершайте движения по прямой линии, а не по кругу, иначе подготовка поверхности к покраске обернется для вас еще большим ущербом состоянию детали. Старайтесь надавливать на шкурку всеми подушечками пальцев, а не только их кончиками, чтобы зачистка была равномерной.
В итоге поверхность под покраску должна стать визуально ровной и слегка шероховатой на ощупь. На ней не должно быть крупных царапин от шкурки.
Третий этап: шпатлевка
Шпатлевка – это материал, который быстро схватывается, поэтому работать с ней необходимо быстро и аккуратно. Подготовка шпатлевки проводится непосредственно перед нанесением: ее смешивают с отвердителем, перекладывая с одного шпателя на другой, пока масса не приобретет однородный цвет и консистенцию.
Нанесение шпаклевки.
Если вмятина или царапина на детали глубокая, не пытайтесь заполнить ее за один раз, укрыв толстым слоем шпатлевки. Технология шпатлевания предполагает нанесение 2-3 тонких слоев наполнителя с сушкой каждого из них в течение 15-20 минут. Чтобы ускорить процесс подготовки детали к покраске, можно шпатлевать сразу два участка.
Когда слой наполнителя полностью высохнет, деталь шлифуют вручную или рубанком, а затем проводят проявочный тест. Для этого на зашпатлеванную поверхность распыляют черную краску из баллончика или специальный проявочный порошок. Этот тест выявит все выступающие участки и значительные углубления, оставшиеся после шпатлевки и шлифовки.
Если же все в порядке, поверхность доводят до идеала жидкой нитрошпатлевкой. Она способна сгладить поры и риски после предыдущих обработок детали абразивом. После высыхания нитрошпатлевки бывший дефектный участок и небольшое пространство вокруг него шлифуют мелкозернистой шкуркой Р240, чтобы скрыть переход между зашпатлеванным участком и неповрежденной поверхностью.
Что делать, если при шпатлевании на детали остаются следы от шпателя в виде выступающих полос? Пока шпатлевка мягкая, удалить их практически невозможно, а когда материал высыхает, сделать это еще сложнее. Выход из ситуации – использование ножа с тонким острым лезвием тогда, когда наполнитель начал схватываться. В это время зашпатлеванная поверхность станет горячей, и вы сможете аккуратно срезать ножом выступающие полосы.
Четвертый этап: шлифовка зашпатлеванной детали
Шлифовка зашпатлеванной поверхности.
Через 15 минут после нанесения шпатлевки можно начинать влажную шлифовку, а через 20-25 минут – сухую.
Первый шаг – это шлифование наиболее толстых слоев шпатлевки грубой шкуркой Р180 – Р120. Шлифуйте до тех пор, пока не сгладятся все крупные волны на поверхности детали.
Второй шаг – это обработка слоя наполнителя среднезернистой шкуркой Р240, чтобы сгладить имеющиеся на поверхности борозды. Шлифовка проводится до того момента, пока обработанный участок не станет на 1 мм ниже, чем примыкающие поверхности детали.
Если наблюдается прошлифовка до металла, такие участки в дальнейшем обязательно подлежат обработке грунтовкой.
Третий шаг – это резальная шлифовка. Она проводится «по-мокрому» и продолжается до тех пор, пока зашпатлеванная поверхность не станет идеально гладкой, но не блестящей.
Четвертый шаг – это тонкая шлифовка мелкой шкуркой Р400 – Р800. Длительность этого процесса зависит от того, насколько качественной была предыдущая обработка шпатлевки. Мелкая шкурка очень деликатно контактирует с поверхностью, поэтому здесь придется потрудиться как следует.
Если грубая шлифовка была не очень удачной, используйте сначала шкурку Р280 – Р360, а затем – Р320 – Р340. После этого поверхность должна стать достаточно гладкой, чтобы перейти к грунтовке.
Пятый этап: грунтование
Перед нанесением грунта деталь следует обдуть сжатым воздухом, чтобы удалить шлифовочную пыль. Грунт разбавляется с добавками согласно инструкции на упаковке, а затем напыляется на поверхность в 2 слоя с промежуточной сушкой каждого в течение 15 минут. Используйте для этого краскопульт и компрессор.
После высыхания грунта проводится проявочный тест с получасовой инфракрасной сушкой, а затем загрунтованные участки шлифуются шкуркой Р800 – Р1000, пока не покажется грунт. Появление красных пятен свидетельствует о том, что на этих участках необходимо доработать дефекты (углубления или царапинки).
Для устранения самых мелких изъянов используют нитрошпатлевку. После ее высыхания поверхность шлифуют шкуркой Р1000 «по-мокрому», обезжиривают и насухо вытирают безворсовой ветошью.
Как организовать напыление порошка на деталь в условиях гаража?
Напыление порошковой краски.
Вам понадобится источник бесперебойного питания, генератор и умножитель напряжения. Если вы собираете это оборудование сами, учтите, что провода должны выдерживать напряжение до 25 кВ. Определить величину напряжения можно пробоем воздуха или самодельным измерителем из амперметра и нескольких высоковольтных резисторов. Деталь, подлежащую покраске, подвешивают на крючке и подключают к «минусу» от источника питания.
Чтобы порошок получил необходимый заряд, к источнику тока должен быть подключен краскопульт. Модернизировать таким образом стандартный прибор заводского производства довольно сложно, поэтому рекомендуем воспользоваться обычной пластиковой бутылкой. Ее закручивают крышкой из металла с хорошей проводимостью. В крышке должны быть отверстия для выброса порошка (можно сделать иглой). К крышке присоединяют «плюс» от источника питания. Далее просто нажимают на бутылку и выталкивают порошок на деталь.
После этого следует процесс полимеризации порошка в сушильной печи и охлаждение.