Измерение толщины ЛКП авто.
В комплексную проверку качества нанесенного на машину лакокрасочного покрытия входит и определение толщины ЛКМ. Для этого не надо разрушать слой краски. Достаточно применить прибор для проверки покраски авто. Называют эти устройства толщинометрами и толщиномерами, сканерами и тестерами, а также другими терминами. Предназначены они для одного – измерения толщины краски в определённых точках или на соответствующей площади. Такие гаджеты функционируют и стационарно, и автономно. Зарядки источника питания у мобильных разновидностей толщиномеров достаточно на 7–8 часов работы.
С таким прибором можно работать как в условиях оборудованного малярного цеха, так и в любом другом месте. Для того чтобы проверить покрытие, потребуются считанные секунды. По итогам измерения можно точно определить наличие шпатлёвки на подозрительных участках. Защитное покрытие авто в виде ЛКМ, нанесенное на заводе, имеет толщину 70–200 мкм. Отклонение от этой нормы допустимо на 10–20%. Зная эти значения ЛКП и сравнивая их с полученными числами после проверки, можно с уверенностью говорить о том, есть ли под краской какие-либо другие материалы.
Любые показатели, отличающиеся от приведенных цифр, свидетельствуют о том, что кузов или деталь подвергались обработке. В определении толщины лакокрасочных материалов такие измерительные приборы не имеют конкурентов. Обучение тому, как правильно проверить качество покраски вашего автомобиля, ориентируясь на показания тестера, времени занимает немного. Каждый автолюбитель в состоянии с этим разобраться.
Сам прибор для определения покраски автомобиля действует по принципу сканера, либо использует для измерений магнитное поле постоянного магнита или вихревые токи. В первом случае аппарат прикладывается к окрашенной поверхности, включается и начинает излучать — в зависимости от конструкции — ультразвуковые или электромагнитные волны. От основания, на которое нанесена краска, эти сигналы отражаются. В результате на дисплее отображается расстояние между сканером и основанием. О характеристиках толщиномеров и принципах их работы речь пойдёт ниже.
Классификация и виды сканеров
Ультразвуковые толщиномеры. Нажмите на фото для увеличения
Виды толщиномеров
По принципу наведения и приёма сигнала толщиномеры подразделяются на три вида: ультразвуковые, магнитные и вихретоковые. Магнитные приборы подразделяются на индукционные и магнитоотрывные. Последние ещё называют динамометрическими или карандашными. Они не используют источник питания, и их работа заключается в измерении силы притяжения к основанию, Такой аппарат для проверки качества покраски авто способен измерить любое покрытие толщиной до 20 мм, нанесённое на магнитный металл. Он прост в использовании, но погрешность показаний достаточно велика и достигает 20%. Есть ещё магнитостатические устройства, но распространены они мало, так как ими сложно проверить ЛКМ, нанесённые на некоторые виды оснований
Принцип действия магнитоиндукционных сканеров заключается в фиксации изменений влияния покрытия на магнитопроводность в цепи основание-датчик. Диапазон измерений большой — от 5 мкм до 50 мм. Погрешность не более 3%. Обычно такие толщиномеры имеют удобный дисплей, а у некоторых из них есть порт для подключения к компьютеру с целью систематизации данных. Каждый прибор, использующий магнитное поле для измерения толщины покраски, маркируется индексом F.
Ультразвуковой толщиномер работает на принципе отражения звуковых волн высокой частоты от поверхности. Отражённая волна обрабатывается и преобразуется датчиком зонда в электрический сигнал. На дисплей выводятся показатели в цифровом виде. Проверка состояния покраски вашего авто может проводиться с использованием при работе прибора контактной жидкости. Применять её или нет, решается в каждом конкретном случае.
Приставив такой прибор для измерения толщины слоя покраски автомобиля к исследуемому месту поверхности с помощью зонда, можно получить результат с точностью до двух микрометров. Погрешность показаний ультразвукового сканера не превышает 2–3%. Учитывая, что такого типа устройства для определения толщины не наносят никакого вреда здоровью человека и работают с высокой точностью, они широко распространены при проведении неразрушающей дефектоскопии и контроля качества окрашенных поверхностей.
Вихретоковый прибор для точного определения состояния покраски авто использует при своей работе эффект, вызываемый токами Фуко. Из положительных качеств его можно отметить высокую точность и большой диапазон использования. Применяются подобного рода устройства для лакокрасочных материалов, нанесённых на немагнитное основание. Потому пред тем, как проверить толщину и качество покраски автомобиля, необходимо приложить поверхности магнит и убедиться, что под ЛКМ нет металла. Таким сканерам присвоен индекс N.
Проверка толщины покраски автомобиля может производиться и толщиномерами комбинированного типа, имеющими индексы FN. Функция автоматического определения материала основания имеется в большинстве из них. Стоимость таких устройств выше, потому применяются они чаще всего в специализированных малярных отделениях автосервисов.
Тестер не помешает
Основанием для приобретения необходимой модели толщиномера может быть частая или даже постоянная проверка состояния покраски отремонтированных авто прибором, который не требует разрушения лакокрасочного покрытия. А ещё такой тестер может уберечь вас от ошибки при покупке подержанной, но дорогой иномарки. Зная, как проверить покраску приобретаемого автомобиля можно в любой момент перед совершением сделки выявить скрытые краской дефекты. Использование его может быть оправдано и в других сферах. При необходимости проверить покрытие металлических, пластмассовых и других деталей повседневного быта, он тоже может быть полезным.