Что нужно знать о настройке и эксплуатации краскопульта

Грамотная настройка краскопульта важна для быстрой и качественной покраски автомобиля. Следует подходить к этому процессу комплексно, поскольку все этапы регулировки оборудования взаимосвязаны.

Лакокрасочные материалы

Лакокрасочные материалы. Нажмите на фото для увеличения.

Итак, перед началом покраски автомобиля вам потребуется настроить 4 основных параметра:

  • подготовить расходный материал, смешав выбранный лакокрасочный материал или грунтовку с растворителями, отвердителями, ускорителями и прочими активаторами так, как это указано на упаковке;
  • отрегулировать размер и форму факела;
  • выставить необходимый уровень давления;
  • определить степень интенсивности подачи краски.

Как настроить каждый из четырех параметров, чтобы краскопульт для покраски авто распылял краску равномерно, без перерывов в подаче и образования наплывов и подтеков? Перейдем к более подробному описанию процесса.

Этап первый: подготовка расходного материала

Обычно для приведения в рабочее состояние грунтовка, краска или лак требуют добавления растворителя и различных активаторов, идущих в комплекте (ускорителей, отвердителей и т.д.). Опытные маляры позволяют себе разводить ЛКМ «на глаз», но если вы рядовой автовладелец и не имеете достаточного опыта в этой сфере, лучше действовать в строгом соответствии с инструкцией по применению материала. Например, если на упаковке краски для авто сказано, что активатор добавляется в пропорции 2х1, значит, к двум частям краски следует добавить одну часть активатора. Здесь незаменима будет любая пластиковая мерная емкость или обычная деревянная линейка. При отсутствии таковых вы можете самостоятельно нанести шкалу на емкость. Главное, чтобы метки были нанесены равномерно.

 

Автомобильная грунтовка (образец)

 

Автомобильная краска (образец)

 

Автомобильный лак (образец)

 

Помимо активатора, краска может требовать разбавления с растворителем. Так, маркировка 2х1 + 10% означает, что на 2 части краски приходится 1 часть активатора и растворитель в объеме 10% от общего объема рабочего раствора.

 

Если планируется покраска «под металлик», активировать краску нет необходимости: она высохнет под действием испаряющегося растворителя. В этом случае важнее правильно развести акриловый лак, так как он выступает в роли финишного покрытия, защищающего слой краски.

Неверно подобранная вязкость краски сделает процесс покраски автомобиля более затратным во временном плане и более трудоемким, а также обязательно негативно повлияет на качество покрытия: если использовать слишком жидкий состав, он будет плохо держаться на поверхности и образовывать неприглядные подтеки, а слишком густая краска или лак после высыхания превратятся в грубую «шагрень».

Этап второй: настройка самого краскопульта

К основным деталям краскопульта, играющим важную роль при покраске авто, относятся:

  • Детали краскопульта

    Детали краскопульта (схема). Нажмите на фото для увеличения.

    красконаливной стакан, или бачок, оснащенный сменным фильтром и имеющий емкость от 100 до 250 мл;

  • сопло с иглой из нержавеющей стали и двойным пневматическим диффузором;
  • рукоятка со встроенным курком;
  • регулятор подачи краски;
  • регулятор подачи воздуха;
  • регулятор размера и формы цветового пятна (факела).

Итак, перед нами три регулятора, каждый из которых позволяет настроить тот или иной параметр. После того как в бачок залита отфильтрованная краска, находим подходящую поверхность (подойдет и чистый лист бумаги) и начинаем тестировать краскопульт.

 

Размер и форма факела

Как настроить ширину факела, который формирует краскопульт, выбрасывая краску из сопла? Для покраски небольшого участка на кузове автомобиля следует устанавливать маленькую ширину, чтобы обеспечить точечное распыление. При окраске больших поверхностей удобнее работать с широким факелом: процесс пойдет быстрее и покрытие будет более однородным.

Важно: при уменьшении размера факела необходимо параллельно уменьшать и подачу воздуха.

Давление в покрасочной камере

Давление в краскопульте устанавливается сугубо индивидуально и зависит как от модели оборудования, так и от типа лакокрасочного материала, используемого при покраске, и его вязкости. Итак, держим краскопульт горизонтально на расстоянии 25-30 см от поверхности, делаем несколько коротких выбросов краски и оцениваем результат:

  • Формы цветовых пятен при неправильной подаче воздуха

    Формы цветовых пятен при неправильной подаче воздуха. Нажмите на фото для увеличения

    если краска распыляется крупными каплями и оставляет на поверхности большие плотные пятна, значит, уровень давления слишком низкий;

  • если факел имеет форму восьмерки, давление слишком высокое;
  • если цветовое пятно имеет неправильную форму (банан, полумесяц, груша и т.д.), значит, засорена или неисправна головка краскопульта, сопло или дюза.

Настройку подачи воздуха можно считать завершенной, когда отпечаток факела приобретет правильную округлую форму, а краска будет распыляться равномерно, без перерывов, крупных капель, наплывов и подтеков.

 

Защитите ваши деньги

 

Регулятор подачи воздуха может быть съемным и встроенным. В первом случае для настройки давления следует полностью открыть регулятор в том месте, где ресивер соединяется со шлангом. Во втором случае давление изменяют обязательно при нажатом курке, чтобы при начале распыления не происходило резких скачков подачи воздуха.

Уровень подачи краски

Настройка уровня подачи краски из краскопульта для покраски авто проводится следующим образом: начинаем с малой подачи, чтобы не расходовать зря много краски и не слишком загрязнять окрасочную камеру. Закрутите регулировочный винт до упора, а затем ослабьте на несколько оборотов. Чем больше натяжение винта, тем меньшее отверстие для подачи краски открывается в игле. Таким образом, постепенно ослабляя регулятор и нажимая на курок с разной силой, вы сможете добиться желаемого уровня подачи расходного материала.

Что говорит форма факела о неисправностях краскопульта?

Итак, в идеале факел должен оставлять отпечаток правильной округлой формы с равномерным нанесением краски без резких переходов, крупных капель и подтеков. Любое отклонение от нормы говорит о неправильной настройке краскопульта или о неисправности одной из его деталей. Не пренебрегайте тестированием факела на пробной поверхности, иначе это может негативно сказаться на качестве покраски и расходах лакокрасочного материала.

  1. Формы факела: тестовый отпечаток

    Формы факела: тестовый отпечаток. Нажмите на фото для увеличения.

    Напыление краски смещается в сторону – требуется прочистка или замена воздушной головки или дюзы.

  2. Отпечаток факела изогнут, то есть имеет форму полумесяца или банана – засорена или неисправна воздушная головка.
  3. Цветовое пятно имеет грушевидную форму, то есть утолщено вверху или внизу – засорен один из каналов крыльев воздушной головки или воздуховодное отверстие.
  4. Факел имеет форму восьмерки, то есть утолщен по краям и сужается к центру – слишком низкая вязкость краски или слишком высокое давление в воздушной камере краскопульта.
  5. Цветовое пятно слишком плотное в центре – превышен уровень вязкости краски или слишком низкое давление.
  6. Подача краски происходит неравномерно:
  • слишком много краски в бачке;
  • вы держите краскопульт под сильным наклоном;
  • засорены воздушные отверстия или канал, подающий краску к соплу;
  • плохо зафиксирована или неисправна дюза;
  • плохо затянут регулировочный винт иглы или игла засорена высохшими частицами краски.

Рекомендации по эксплуатации краскопульта для покраски автомобиля

Детали краскораспылителя, непосредственно контактирующие с лакокрасочными материалами, следует очищать при помощи растворителя после каждого использования.

Если краскопульт применяется часто, его необходимо полностью разбирать и тщательно осматривать хотя бы раз в неделю.

 

Очистка воздушной головки и дюзы разрешается только при помощи специальной щетки. При отсутствии таковой можно использовать зубочистку, но никак не металлическую проволоку и прочие жесткие приспособления.

Если в комплекте с краскопультом идет смазка, ею следует регулярно обрабатывать детали, не соприкасающиеся с ЛКМ. Если комплектация оборудования не предусматривает наличия такой смазки, ее можно купить в специализированных торговых точках. Главное, она не должна содержать силикон.

Даже очень качественные краскораспылители при частом использовании подвержены износу. Такие части, как уплотнители, прокладки, игла, воздушная головка, рекомендуется менять хотя бы раз в год.

Оцените статью
X-кузов
Добавить комментарий