Ремонтируем и удаляем вмятины на кузове без покраски

Часть кузова c вмятиной до и после ремонта

Часть кузова c вмятиной до и после ремонта. Нажмите на фото для увеличения.

Ремонт вмятин без покраски призван восстановить заводскую геометрию деталей кузова авто и вернуть им первоначальный привлекательный вид. Подход к устранению каждого повреждения должен быть сугубо индивидуальным, учитывающим как размер вмятины, так и ее глубину и расположение.

Технология ремонта разрабатывалась таким образом, чтобы удаление вмятин без покраски производилось путем снятия внутренних напряжений, возникших после деформации детали, а также предотвращения появления новых зон сжатия и растяжения. Если сразу начать воздействовать на середину вмятины, металл в зонах растяжения обязательно покоробится. Таким образом, после каждого удара рихтовочного молотка на деформированной детали будут появляться новые зоны растяжения и сжатия.

Локальный ремонт вмятин будет тем менее контролируемым, чем больше таких зон будет возникать на обрабатываемом участке. Осуществляя правку деталей своими руками, необходимо стремиться к тому, чтобы уже существующие зоны растяжения и сжатия исчезали, а новые – не появлялись. В связи с этим рихтовочный кузовной ремонт должен быть организован так, чтобы удаление вмятин без покраски проводилось от краев дефектного участка к его центру.

Кроме того, весьма полезным оборудованием в деле снятия напряжения с деформированных участков является сварочная горелка как источник тепла. В этом случае кузовной ремонт может быть выполнен и без применения ударных инструментов и контропор. Однако здесь важно не переусердствовать с тепловым воздействием, так как оно может привести к необратимым изменениям в структуре металла, после чего он станет менее прочным. Таким образом, ремонт вмятин на авто путем теплового воздействия может проводиться только для восстановления геометрии наружной стороны кузова без покраски.

Втягивание небольших выпуклых повреждений кузова

Локальный ремонт вмятин обычно проводится путем воздействия на несколько точек углубления. В каждой из этих точек присутствует внутреннее напряжение, которое исчезает с ее удалением. Однако иногда это точечное напряжение не исчезает, а наоборот, происходит его взаимное слияние, если эти центры находятся близко друг к другу. В итоге поверхность дефектного участка становится нестабильной, и кузовной ремонт приводит не к устранению изъяна, а к формированию выпуклости, «шишки», хотя технология в точности соблюдается.

 

Выравнивание выпуклостей на крыле методом нагревания и резкого охлаждения (схема)

 

Последовательность процессов при выпрямлении небольших выпуклостей методом нагревания и резкого охлаждения (схема)

 

Прямая ковка

 

Как устранить такие неприятности своими руками? Поможет метод термического воздействия. Главная его цель – уменьшить напряжение в центре выпуклости, что в дальнейшем существенно облегчает правку дефекта. В общем виде этот процесс выглядит так: пик выпуклости нагревают сварочной горелкой, затем рихтуют данный участок, чтобы металл осаждался по направлению к центру. Закрепляют эффект резким охлаждением нагретой поверхности водой.

Как на практике осуществляется подобный ремонт вмятин без необходимости дальнейшей покраски своими руками?

  1. Необходимо внимательно осмотреть выпуклый участок и обнаружить его центр. В этой точке металл детали будет сильно пружинить.
  2. Найденную точку разогревают сварочной горелкой или электродом (без открытого пламени) до появления вишнево-красного оттенка.
  3. Проводят прямую ковку по спирали, двигаясь от краев дефектного участка к его центру.
  4. Для более быстрого втягивания разогретый центр резко охлаждают. Здесь важно чувствовать меру, потому что от резкого перепада температуры в металле могут образоваться трещины.

Если выпуклость небольшая, можно обойтись разогревом и резким охлаждением, а вот большую шишку удастся втянуть, только если технология правки будет включать и прямую ковку.

Локальный ремонт вмятин, превратившихся в процессе рихтовки в выпуклые участки, может проводиться также без покраски и без теплового воздействия. В этом случае выпуклость простукивают молотком с использованием контропоры, а затем ударяют в самый центр шишки молотом с заостренной рабочей головкой.

 

Кузовной ремонт вытягивающим молотком

Ремонт вмятин, образовавшихся на деталях с двойными стенками, например, на поверхности порогов, не удастся осуществить без покраски при помощи обычного рихтовочного молотка. Причина этого — в отсутствии доступа к обратной стороне порогов. Здесь незаменимым будет такой инструмент, как вытягивающий молоток, – стержень длиной около 40 см, по которому движется массивный груз в форме цилиндра.

 

Конструкция вытягивающего молотка

 

Удар втягивающим молотком

 

Схема направления ударов втягивающим молотком

 

Итак, ремонт вмятин без покраски проводится вытягивающим молотком на пороге по следующей схеме: на верхнем конце рукоятки имеется упор, на который воздействуют грузом. Поверхность, подлежащую правке, шлифуют жесткой щеткой до появления блеска. Далее по контуру дефектного участка аппаратом для точечной сварки крепятся специальные кольца или шпильки. К этим элементам крепят конец молотка, противоположный тому, на котором расположен упор. Далее берутся за рукоятку молотка, выбирают траекторию удара и резким движением смещают цилиндрический груз снизу вверх, ударяя им по упору. Под воздействием этого усилия вмятина постепенно выправляется.

Технология правки вытягивающим молотом предполагает движение от краев углубления к его центру. Рекомендуется вытягивать металл вверх немного больше, чем просто до изначального уровня. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем провести «чистовую» ковку традиционным рихтовочным молотом.

Следует отметить, что такой кузовной ремонт непригоден для исправления повреждений больших упругих поверхностей, например, наружной части крыши.

Тонкая рихтовка

В целом рихтовочный кузовной ремонт включает такие этапы, как грубое восстановление геометрии детали и дальнейшая «чистовая» правка выпрямленной поверхности.

 

Защитите ваши деньги

 

Обработка дефекта напильником

 

Восстановление формы деталей с использованием сглаживающего алюминиевого молотка и контропоры

 

Первоначальный ремонт вмятин без покраски считается завершенным, когда применение молотка и контропоры уже кардинально не изменяет форму детали. Это означает, что можно переходить к обработке изъяна напильником, передвигая его по диагонали. Шлифовка напильником способствует выявлению мелких выпуклостей и вогнутостей, оставшихся после грубой ковки. Однако будьте осторожны: напильник – это инструмент довольно грубый, и неумелое обращение с ним может стать причиной образования на поврежденной детали новых дефектов.

Избавиться от обнаруженных мелких углублений и выпуклостей поможет сглаживающий алюминиевый молоток и соответствующая контропора. Нелишним будет и простукивание поверхности молотком с заостренной рабочей головкой. Следует отметить, что ремонт мелких вмятин при помощи молотков и напильников без покраски с предварительным нанесением наполнителя показывает более высокие результаты, чем, например, шпатлевание или пайка припоем.

Электровытягивание

Исправление вмятин при помощи электровытягивающего механизма

Исправление вмятин при помощи электровытягивающего механизма. Нажмите на фото для увеличения.

Ремонт вмятин на автомобиле без приложения ручного труда и необходимости дальнейшей покраски может проводиться методом электровытягивания. Вытягивающий механизм с электроприводом представляет собой приспособление весом около 1.8 кг, похожее на дрель. Отличие в том, что вместо сверла из вершины электровытягивателя выдвигается штифтовой электрод.

Он точечно приваривается к центру вмятины. Затем вам необходимо лишь нажать на кнопку, и прибор осуществляет рывок, втягивая электрод внутрь, а вместе с ним и вытягивая и металл. Приваривание электрода к металлу кузова длится не более 0.3 секунды, поэтому целостность последнего не нарушается. Встроенный в прибор регулятор предохраняет металл от чрезмерного вытягивания. Чтобы закрепить достигнутый эффект, дефектный участок резко охлаждают.

Тепловая энергия против вмятин после града

От града больше всего страдают горизонтальные поверхности кузова: крыша, крышка багажника, капот. В результате на металле появляется множество небольших вмятин. Чтобы объективно оценить масштаб повреждений, необходимо осмотреть поверхности со стороны, противоположной источнику освещения. Разумеется, результаты осмотра в большинстве случаев неутешительные, но обязательно ли сразу принимать решение о замене поврежденных деталей на новые? Конечно, если элемент съемный (крышка багажника, капот) и бюджет позволяет, то почему бы и не приобрести новую деталь? А вот что делать с крышей авто?

 

Ремонт вмятин без покраски на горизонтальных поверхностях авто (крыше, капоте, крышке багажника) после града может проводиться несколькими способами.

 

Шпаклёвочный слой для заделывания вмятины от града (схема)

 

Исправление вмятины методом нагревания.

 

remont-vmjatin-bez-pokraski19

 

Во-первых, вмятины можно зашпатлевать. Вокруг этого способа существует много споров, так как со временем шпатлевка может отслоиться, да и глубокие повреждения заполнить ею проблематично, так как данный материал не рекомендуется укладывать толстым слоем.

Во-вторых, вмятины после града можно выправить тепловым воздействием или при помощи вытягивающего молотка.

Тепловой способ предпочтительнее использовать для удаления мелких углублений. Их нагревают от краев к центру, а затем резко охлаждают, в результате чего металл быстро сжимается и вмятина бесследно исчезает.

Для подведения тепла используют сварочную горелку, а для охлаждения – предварительно выдержанный в антиобледенительной жидкости цилиндр на рукоятке. Не менее часто в качестве приспособления для теплоотвода применяют напильник выгнутой формы. Учтите, что инструмент с грубой насечкой быстрее охладит дефектный участок, но и причинит металлу некоторый ущерб, сделав его более тонким. Напильники с мелкой насечкой воздействуют на деталь бережнее, но и охлаждают ее медленнее.

В целом же охлаждение напильником считается более эффективным, чем водяное, поскольку данный инструмент служит приспособлением не только для теплоотвода, но и для финишного выравнивания поверхности. После такой обработки достаточно нанести на дефектный участок тонкий слой шпатлевки, и деталь будет выглядеть как новая.

Более серьезные повреждения на крыше после града лучше устранять вытягивающим молотком.

Что делать с деталью после рихтовки?

Визуально отрихтованная поверхность выглядит ровной, но на ощупь это далеко не так. В связи с этим нельзя сразу наносить на деталь грунт и краску. Окрашивание и лакировка кузова авто только тогда будет эффективным и качественным, когда глубина неровностей не будет превышать 15 мкм. В этом случае незаменимой будет шлифовальная машинка со сменными кругами и переменным углом шлифовки.

 

Шлифовальная машинка

 

Шлифовка отрихтованной поверхности: горизонтальное движение шлифовальной машинки

 

Шлифовка отрихтованной поверхности: вертикальное движение шлифовальной машинки

 

Лучше остановить свой выбор на орбитальной шлифовальной машинке с электрическим или пневматическим приводом, частотой вращения до 5 тысяч оборотов в минуту и кругом зернистостью от Р60 до Р80.

В процессе шлифовки отрихтованная поверхность может нагреваться, поэтому из одной и той же точки на детали следует двигаться сначала по горизонтали, а затем по вертикали. Так вы сможете избежать перегрева металла. Движение машинки должно быть равномерным и размеренным, то есть не слишком быстрым и не слишком медленным. Хорошие результаты показывают шести- и семиугольные шлифовальные круги: они практически не оставляют на деталях «ступенек».

Оцените статью
X-кузов
Добавить комментарий