Устранение вмятин на машине без покраски: советы автовладельцам

Вмятина на кузове

Вмятина на кузове.

Если в оперении и панелях кузова есть вмятины, но при этом металл не растянут, их можно устранить методом вытягивания или выравнивания поверхности до необходимого положения. При необходимости после устранения дефекта участок панели подвергается рихтовке. Если на панелях образовались большие неровности – их рихтовкой не выправить, для этого применяют иные методы. Чтобы знать, как убрать вмятину с кузова автомобиля без покраски, рекомендуется рассмотреть несколько методов.

Исправление дефектов рихтованием

При помощи ручного инструмента восстанавливается первоначальная форма поверхности кузова. Сегодня существует множество рихтовочных молотков, выбор которых зависит от формы поверхности и особенностей вмятины. Но технология устранения вмятин при использовании этого инструмента одинакова и выполняется без покраски.

Рихтовочные молотки

Фасонные плиты, наковальни и оправки

Рычаги

В процессе устранения дефекта молотком используются фасонные плиты и наковальни, которые поддерживают лист. Их размер и форма соответствуют самым распространённым формам деталей кузова. Поэтому с их помощью возможно устранение вмятин на любой детали без покраски.

Различные вмятины исправляются при помощи рычагов. Они имеют разную длину и конструкцию, что позволяет использовать их в труднодоступных местах посредством отверстий в элементах кузова или технологических окон.

Устранение вмятин на кузове автомобиля без покраски своими руками может выполняться в нагретом или холодном состоянии.

Рихтование холодным способом

Холодный способ подразумевает растяжение металла по радиусам или концентрическим окружностям к неповреждённым частям детали. При устранении выпуклости образуется переход от высокой части к основной поверхности панели.

Чтобы добиться плавной линии перехода, необходимо, используя молоток, наносить последовательные удары по кругу по направлению к центру вмятины. Качественная правка вмятин без покраски будет достигнута при максимально плавном переходе. Для этого количество окружностей на панели должно быть как можно больше. При этом силу удара следует уменьшать по мере приближения к границе.

Читайте также:
Бронирование автомобиля защитной пленкой. Защита от сколов ЛКП

Рихтовка поверхности при помощи рихтовочного молотка и наковальни

Рихтовка небольших деформированных участков панелей (схема)

Восстановление формы детали с использованием киянки (схема)

Если поверхность детали не круглая, то исправление вмятин на ней без покраски своими руками выполняется при помощи киянки на наковальне или фасованных плитах особого профиля. Если при растягивании металла образовалась пластическая деформация значительных размеров, то после рихтовки холодным способом возникает следующее:

  • поверхность металла увеличивается в размерах;
  • стойкость окисной плёнки теряет свои свойства;
  • ухудшается коррозийная устойчивость материала.

Поэтому устранение мелких вмятин и волнистых поверхностей без покраски выполняют без увеличения площади материала и наклёпа, используя опорную плиту и специальный молоток с насечками на рабочей части. Метод позволяет выравнивать поверхность кузова до первоначальной формы без изменения размеров.

Метод нагрева и быстрого охлаждения металла

Один из наиболее эффективных и практичных способов исправления вмятин на металлической поверхности кузова без покраски – нагревание с последующим резким охлаждением. Метод заключается в расширении и усадке материала при перепаде температур. Для его осуществления деформированную часть необходимо нагреть докрасна, т.е. примерно до 800 градусов. Это сделает сталь пластичной.

Нагревание деформированной поверхности при помощи горелки

Устранение выпуклостей на поверхности кузову методом нагревания и быстрого охлаждения

Чтобы устранить вмятину, необходимо резко охладить накалённый участок, процесс выполняется без покраски поверхности. Поскольку самостоятельное охлаждение будет длительным, а усадка не столь эффективной, процесс следует ускорить при помощи воды или тампона, смоченного в асбестовой смеси.

Нагревание и осаждение металла ударным путём

Рихтовка методом нагревания позволяет убрать вмятины ударными действиями без покраски. Для этого горелку подводят к центру дефекта и нагревают его до появления красного пятна диаметром примерно 10 мм с учетом того, что толщина металлической панели около 0,8 мм. Важно следить, чтобы металл не начал плавиться. Конечно, устранение вмятин на автомобиле, которое выполняется без покраски, будет более удобно осуществлять вдвоём, поэтому при самостоятельной работе потребуется некоторая сноровка и быстрота.

Читайте также:
Антигравийная защита кузова автомобиля своими руками. 3 вида + полный обзор

Горелку следует отставить в сторону, а под листом расположить ручную наковальню. Она должна находиться почти под вмятиной. Вокруг нагретой точки быстрыми движениями выстукивается участок металла, который не накалился докрасна. И только после этого выстукивают ещё не остывший центр дефекта. Как правило, исправление вмятин без покраски выполняется при помощи киянки.

Устранение вмятин на поверхности кузова методом нагрева в сочетании с ударным воздействием

Нагревание и осаждение металла (а) с применением ударов (б)

Если в работе используется молоток-гладилка, то необходимо контролировать силу удара, так как при больших усилиях металл не усядется, а растянется. На небольших выпуклостях отбивать можно одну точку. Когда температура материала будет равна комнатной, работу можно считать завершённой. Ускорить процесс охлаждения поможет ткань, смоченная водой. Таким образом, устранение вмятин на авто будет более оперативным и без окраски.

После охлаждения листа металла выполняют тонкую рихтовку прогретых участков. Это необходимо для выравнивания поверхности детали кузова, которая была повреждена. Чтобы убрать вмятину большого размера без покраски, следует предварительно нагреть металл в том месте, где предполагается нанесение удара. Работа должна выполняться с использованием киянки на опорной плите в случае осаждения большой выпуклости. А непосредственно для устранения дефекта применяют фасонную плиту и молоток.

В зависимости от формы вмятины, выполняется предварительное нагревание участка и наносятся удары соответствующей мощности. Убираем вмятины округлого вида к центру от периферии без окраски поверхности по окончанию процесса, а узкие и длинные дефекты – рядами.

Движения должны быть точными и ритмичными – только тогда можно ожидать отличного результата. Главное достоинство вышеперечисленных методов заключается в том, что по завершению работы кузов не требуется красить, что позволяет сэкономить немалую сумму денежных средств.

Оцените статью
X-кузов
Добавить комментарий